В структуре университета имеется Центр развития личности и психолого-педагогической помощи населению. В данном центре коррекционные и развивающие занятия, а также консультации с обучающимися (в том числе обучающимися с ОВЗ и инвалидностью) проводят специалисты высшей квалификации, кандидаты психологических наук, доценты кафедры теоретической и практической психологии.
О специальных условиях, созданных в федеральном государственном образовательном учреждении высшего образования "Камчатский государственный университете имени Витуса Беринга" (далее КамГУ им. Витуса Беринга)
для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
1. Нормативно-правовые основы
В соответствии Федеральным законом от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры (утв. приказом Минобрнауки России от 05.04.2017 №301) (Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования в аспирантуре (утв. приказом Минобрнауки России от 19.11.2013 №1259)), федеральными государственными образовательными стандартами по программам среднего профессионального и высшего образования, а также локальными актами ФГБОУ ВО «КамГУ им. Витуса Беринга» (далее – университет) организация образовательного процесса инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья регламентируется «Положением об организации образовательного процесса для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в ФГБОУ ВО «КамГУ им. Витуса Беринга» (ред. 2 от 30.04.2015).
Содержание образования по образовательным программам, реализуемым в университете, и условия организации обучения для инвалидов и лиц с ОВЗ определяются, в том числе, в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида (при наличии), для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья – на основе образовательных программ, адаптированных при необходимости для обучения указанных обучающихся.
2. Реализация прав инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на получение среднего профессионального и высшего образования, а также социальной адаптации в условиях университета
В университете реализуется организационная модель инклюзивного образования – обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. Модель позволяет лицам, имеющим ограниченные возможности здоровья (далее – ОВЗ), использовать образование как наиболее эффективный механизм развития личности, повышения своего социального статуса.
В целях создания условий по обеспечению инклюзивного обучения инвалидов и лиц с ОВЗ структурные подразделения университета выполняют следующие задачи:
- центр молодежной политики и социальной поддержки обучающихся обеспечивает систематический учет инвалидов и лиц с ОВЗ на этапах их поступления в университет и обучения, оказывает содействие в трудоустройстве (проводит индивидуальные консультации по вопросам трудоустройства, организует мастер-классы и тренинги);
- деканаты факультетов обеспечивают адаптацию инвалидов и лиц с ОВЗ к условиям и режиму образовательной деятельности, проводят мероприятия по созданию толерантной среды на факультетах, способствующей вхождению студентов-инвалидов и студентов с ОВЗ в студенческое сообщество;
- кафедры осуществляют образовательный процесс с учетом методических рекомендаций Министерства образования и науки Российской Федерации по организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях высшего образования, в том числе оснащенности образовательного процесса.
В университете обеспечивается участие всех лиц с ОВЗ и инвалидов независимо от степени выраженности нарушений их развития в проведении воспитательных, спортивнооздоровительных, досуговых, иных внеурочных мероприятий.
Обучение инвалидов и лиц с ОВЗ осуществляется на основе адаптированных образовательных программ, которые разрабатываются при наличии заявления со стороны обучающегося или родителей, законных представителей с учетом медицинских показаний.
Обучение инвалидов и лиц с ОВЗ осуществляется образовательной организацией с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья таких обучающихся.
Выбор методов обучения в каждом отдельном случае обуславливается целями обучения, содержанием обучения, уровнем профессиональной подготовки преподавателей, методического и материально-технического обеспечения, наличием времени на подготовку, с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья обучающихся.
В образовательном процессе для инвалидов и лиц с ОВЗ применяются специализированные технические средства приема-передачи учебной информации в доступных формах для студентов с различными нарушениями, обеспечивается выпуск альтернативных форматов печатных материалов (крупный шрифт), электронных образовательных ресурсов в формах, адаптированных к ограничениям здоровья обучающихся, наличие необходимого материально-технического оснащения.
Подбор и разработка учебных материалов преподавателями производится с учетом того, чтобы обучающиеся с нарушениями слуха получали информацию визуально, с нарушениями зрения – аудиально (например, с использованием программ-синтезаторов речи) или с помощью тифлоинформационных устройств.
Преподаватели, курсы которых требуют от обучающихся выполнения определенных специфических действий, представляющих собой проблему или действие, не выполнимое для студентов, испытывающих трудности с передвижением или речью, обязаны учитывать эти особенности и предлагать инвалидам и лицам с ОВЗ альтернативные методы закрепления изучаемого материала.
Своевременное информирование преподавателей об инвалидах и лицах с ОВЗ в конкретной группе осуществляется сотрудниками деканатов. При необходимости для инвалидов и лиц с ОВЗ по их личному заявлению или по заявлению родителей и законных представителей для студентов, не достигших возраста 18 лет, могут разрабатываться индивидуальные учебные планы и индивидуальные графики обучения. Срок получения высшего образования при обучении по индивидуальному учебному плану для инвалидов и лиц с ОВЗ при желании может быть увеличен, но не более чем на год.
Для инвалидов и лиц с ОВЗ в университете устанавливается особый порядок освоения дисциплин «Физическая культура и спорт» и «Прикладная физическая культура». В зависимости от рекомендации Федерального учреждения медико-социальной экспертизы, преподавателями этих дисциплин на основании соблюдения принципов здоровьесбережения и адаптивной физической культуры разрабатывается комплекс специальных занятий, направленных на развитие, укрепление и поддержание здоровья обучающихся.
Университетом осуществляется комплексное сопровождение образовательного процесса и здоровьесбережение инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
После зачисления на основании приказа ректора университета инвалиды и лица с ОВЗ обязаны выполнять нормы и требования действующих в Университете локальных актов, в том числе Устава университета и Правил внутреннего трудового распорядка ФГБОУ ВО «КамГУ им. Витуса Беринга».
Ответственность за обеспечение условий для получения образования в университете инвалидами и обучающимися с ограниченными возможностями здоровья несут проректор по учебной работе, руководитель центра молодежной политики и социальной поддержки обучающихся, начальник отдела сопровождения информационных систем, начальник учебно-методического отдела, деканы факультетов.
Для обеспечения образовательного процесса по основным образовательным программам, реализуемым в Камчатском государственном университете имени Витуса Беринга, для лиц с ограниченными возможностями здоровья используется следующее оборудование:
№ | Наименование оборудования | Кол-во |
1 | Акустическая система для слабослышащих | 1 |
2 | Тренажер речевой беспроводной для кабинетных занятий "Радиолектор" (для кабинетных занятий для слабослышащих студентов) | 1 |
3 | Система "Диалог Базовый Плюс" (для глухонемых и слабовидящих обучающихся) | 1 |
4 | Синтезатор речи Vjuse JAWS (для незрячих обучающихся) | 3 |
5 | Электронныйвидеоувеличитель ЭРВУ Loki (компактное переносное устройство для инвалидов по зрению) | 3 |
6 | Электронный ручной видеоувеличитель - мышь "Видео-оптик" (для слабовидящих обучающихся) | 3 |
7 | Тифлоплеер Соло-1 (для слабовидящих и слепых обучающихся воспроизводит говорящие книги, текстовые и звуковые файлы) | 1 |
8 | Принтер для печати шрифтом Брайля | 1 |
9 | Программное обеспечение - Транслятор текста в Брайль | 1 |
Образовательный процесс в КамГУ им. Витуса Беринга реализуется в трех учебных корпусах, расположенных по адресам:
Корпус № 1 – г. Петропавловск-Камчатский, ул. Пограничная, д.4.
Корпус № 2 – г. Петропавловск-Камчатский, ул. Ленинская, д.69.
Корпус № 3 – г. Петропавловск-Камчатский, ул. Пограничная, д.4А.
Все учебные корпуса оснащены внешними пандусами и кнопками вызова помощника.
В каждом учебном корпусе имеются переносные телескопические пандусы.
На территории учебных корпусов № 1 и № 3 можно проехать на личном автомобиле. На территории организована специализированная парковка для автомобиля. Обучающимся инвалидам и (или) лицам с ОВЗ выдается пульт от электронного шлагбаума.
В учебном корпусе № 3 оборудована туалетная комната для маломобильных (на инвалидной коляске) обучающихся.
При осуществлении образовательного процесса для обучающихся с инвалидностью или, имеющих ограниченные возможности здоровья, учитываются следующие требования:
№ | Наименование объекта | Вид помещения | Адрес местонахождения | Документы | Лицензии и положения (при наличии) | Количество посадочных мест | Общая площадь(кв.м.) | График работы | Приспособленность для использования инвалидами и лицами с ОВЗ | |||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Всего | в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ОВЗ | Всего | в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ОВЗ | |||||||||||||||||||||||||||||
1 | Студенческий здравпункт | Студенческий здравпункт | г. Петропавловск-Камчатский, ул. Пограничная 4а |
http://www.kamgu.ru/studencheskij-zdravpunkt/ |
Лицензия: Лицензия медицинской деятельности Положение: Положение о студенческом здравпункте ФГБОУ ВО «КамГУ им. Витуса Беринга» |
2 | 0 | 39 | 0 |
|
Не приспособлен |
В учебном корпусе № 3, расположенном по адресу: г. Петропавловск-Камчатский, ул. Пограничная, д.4А, находится медпункт, который осуществляет медицинскую деятельность на основании Лицензии (серия ФС № 00022472, рег. № ФС-41-01-000384 от 16 сентября 2015 года).
В соответствии с лицензией медпункт осуществляет оказание первичной, в том числе доврачебной, врачебной и специализированной медико-санитарной помощи.
Доступ к информационным системам и электронным образовательным ресурсам осуществляется через официальный сайт университета. Сайт оснащен функцией для слабовидящих обучающихся. Сайт предоставляет возможность ведения обучающимся своего электронного портфолио, а также работу в личном кабинете, через который осуществляется доступ ко всем методическим материалам и информационным ресурсам. Сайт университета предоставляет возможность доступа к электронной библиотеке университета и другим электронным библиотечным системам, с которыми у университета имеется договор.
№ | Наименование объекта | Вид помещения | Адрес местонахождения | Документы | Лицензии и положения (при наличии) | Количество посадочных мест | Общая площадь(кв.м.) | График работы | Приспособленность для использования инвалидами и лицами с ОВЗ | |||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Всего | в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ОВЗ | Всего | в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ОВЗ | |||||||||||||||||||||||||||||
1 | Библиотека | Библиотека | г. Петропавловск-Камчатский, ул. Пограничная 4 |
http://bibl.kamgu.ru/ Концепция электронной библиотеки ФГБОУ ВО «КамГУ им. Витуса Беринга» Правила пользования библиотекой ФГБОУ ВО «КамГУ им. Витуса Беринга» |
Положение: Положение о библиотеке ФГБОУ ВО «КамГУ им. Витуса Беринга» |
30 | 0 | 162,9 | 0 |
|
Не приспособлена |
№ | Наименование объекта | Вид помещения | Адрес местонахождения | Документы, содержащие сведения об условиях питания обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ОВЗ | Лицензии и положения (при наличии) | Количество посадочных мест | Общая площадь(кв.м.) | График работы | Приспособленность для использования инвалидами и лицами с ОВЗ | ||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Всего | в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ОВЗ | Всего | в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ОВЗ | ||||||||
1 | Буфет | Буфет | г. Петропавловск-Камчатский, ул. Пограничная 4а | 60 | 0 | 71,1 | 0 |
ПН 10:00 — 16:00 ВТ 10:00 — 16:00 СР 10:00 — 16:00 ЧТ 10:00 — 16:00 ПТ 10:00 — 16:00 СБ ВЫХОДНОЙ ВС ВЫХОДНОЙ |
Не приспособлен |
№ | Наименование объекта | Вид помещения | Адрес местонахождения | Документы | Лицензии и положения (при наличии) | Количество посадочных мест | Общая площадь(кв.м.) | График работы | Приспособленность для использования инвалидами и лицами с ОВЗ | |||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Всего | в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ОВЗ | Всего | в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ОВЗ | |||||||||||||||||||||||||||||
1 | Спортивный зал | Спортивный зал | г. Петропавловск-Камчатский, ул. Пограничная 4 | 30 | 0 | 157 | 0 |
|
Не приспособленно |
|||||||||||||||||||||||
2 | Спортивный зал для лиц с ограниченными возможностями здоровья | Спортивный зал для лиц с ограниченными возможностями здоровья | г. Петропавловск-Камчатский, ул. Пограничная 4а | 9 | 9 | 38,8 | 38,8 |
в соответствии с учебным расписанием |
Занятия проводит преподаватель, имеющий профессиональное образование и соответствующую подготовку по лечебной физической культуре. Занятия проводятся с учетом нозологии обучающегося. Зал лечебной физической культуры оснащен следующим спортивным инвентарем:
|